Вернуться к алгоритму -> Словарик
Метод воспитания
 
Это способ осуществления педагогических действий, направленных на достижение целей воспитания.
Метод – структурная единица, квант воспитательной деятельности. А так как воспитательная деятельность является, по сути, деятельностью коммуникативной, то методы воспитания являются ни чем иным как способами осуществления педагогической коммуникации, направленной на развитие личности ребенка.
Любой метод воспитания реализуется взрослым посредством адресуемых ребенку сообщений, преследующих ту или иную педагогическую цель. Именно их и используют взрослые в своих попытках оказать влияние на личностное развитие детей.
Методами воспитания могут являться, например: совет и предостережение; одобрение и осуждение; разрешение и запрет; вопрос и ответ на детское вопрошание; рассказ и адресованная ребенку просьба рассказать о чем-то; высказывание своего мнения и предложение ребенку высказать его мнение; чтение вслух и предложение ребенку прочитать что-то; показ тех или иных визуальных образов и предложение ребенку что-то вообразить; демонстрация личного примера и предложение ребенку сделать что-то самому; и т.п.
Этими способами педагог старается вовлечь своих воспитанников в совместные дела, создать объединяющие их детско-взрослые общности, побудить детей приобрести те или иные социально значимые знания, отношения, опыт.
Часто эти методы вербализируются, то есть облекаются педагогом в словесную форму. Но они могут быть и невербальными, существующими, например, в виде поступков, жестов, мимики, демонстрации и т.п. Общее у них то, что все они передают ребенку некие знаки, несущие ту или иную адресованную ему информацию.